Что такое десоциализация причины, механизм, ресоциализация

Ресоциализация — это что? Как проходит процесс ресоциализации личности?

Понятие, которое охватывается словом «социализация», включает в себя процесс соединения с обществом. Вся сущность этого явления заключается в усвоении личностью ценностей, ролей и норм, которые одобряются большинством людей. Понятию «социализация» противостоят два других. Их названия образованы при помощи добавления приставок. Таковыми являются «десоциализация» и «ресоциализация». Первое из них означает такие процессы, при которых личностью усваиваются антиобщественные и антисоциальные ценности и нормы. При этом человек приобретает негативные установки и стереотипы поведения. Это приводит к дестабилизации и деформации общественных связей.

Механизм десоциализации

Почему же человеком выбирается антиобщественный путь? На первоначальном этапе это происходит неосознанно. Дети и подростки перенимают манеры поведения тех взрослых, которые ведут асоциальный образ жизни. При этом они удовлетворяют свое желание получить одобрение от этой отрицательной микросреды. К тому же так, по их понятиям, они быстрее становятся взрослыми. В таком случае негативной микросредой над личностью осуществляется социальный контроль. При этом подростки или дети получают похвалу, одобрение и поддержку, если встали на путь антиобщественного поведения. Трудолюбие, милосердие и доброта в такой среде попросту высмеиваются.

Путь исправления

К личности, которая встала на антиобщественный путь поведения, различными государственными институтами социального контроля применяется ресоциализация. Это понятие означает определенный вид изменений, происходящих в человеке, которые позволяют принять тип поведения, кардинально отличающийся от прежнего. В этом случае приставка «ре-» означает разрушение и демонтаж негативных ценностей и норм, которые были усвоены личностью. В ходе этого процесса происходит принятие человеком тех позитивных понятий, которые одобряются обществом.

Использование термина

Понятие «ресоциализация» достаточно широко используется не только представителями социальной психологии и социологии. Упоминают этот термин также юристы и педагоги. Касается он социальных мер, которые применяются обществом к людям, вставшим на криминальный путь.

Кем осуществляется ресоциализация?

Вступление личности на путь антиобщественного развития фиксируется институтами, которые осуществляют социальный контроль. При этом ими же и могут быть приняты соответствующие меры ресоциализации. В этом процессе участвуют учебные, воинские и трудовые коллективы, школа и семья, общественные организации, а также правоохранительные органы в лице своих профилактических структур. Зачастую ресоциализация личности проводится без лишения свободы. Однако при совершении человеком социально опасного деяния к нему могут быть приняты более жесткие меры. В таком случае по приговору суда он отправляется в места лишения свободы. При этом ресоциализация – это определенный этап, призванный восстановить социально полезные связи личности с обществом. В ходе данного процесса должны быть разрушены асоциальные роли и поведение, а также закреплены позитивные образцы социальных ценностей. Специальными институтами, которые осуществляют процесс ресоциализации в данном случае, являются следующие:

— воспитательно-трудовые колонии, где содержатся несовершеннолетние;

Основная задача, которую призваны решать данные социальные институты, — это перевоспитание и исправление осужденных, то есть ресоциализация.

Острота проблемы

Тему ресоциализации связывают не только с теми, кто совершил уголовно наказуемые деяния. Она касается и других категорий людей. Так, большое значение для общества имеет ресоциализация наркозависимых, больных, а также тех, кто пережил стресс во время природных бедствий, боевых действий или аварий.

Таким людям нужна не только социальная помощь. Для проведения нормального процесса ресоциализации понадобится психотерапия, психокоррекция (аутотренинг и пр.). Социальной адаптации таких людей ожидать не следует, если не будет снята эмоциональная напряженность личности.

Работа по ресоциализации

Социальной реабилитацией в странах Западной Европы занимаются общества милосердия и различные фонды, Армия спасения, Церковь и т. п. Аналогичная работа в России проводится реабилитационными центрами. В связи с этим возникает необходимость ускоренного развития такой гуманистической психологии, которая была бы ориентирована на нужды данной социальной практики.

Стоит сказать о том, что необходимость в социальной адаптации существует практически у каждого человека. При этом положительные результаты появляются только при снятии эмоционального напряжения.

Заключение

В биографии человека существуют определенные жизненные циклы. Это периоды, которые отделяют друг от друга важные вехи. В каждом новом цикле происходит смена социальных ролей, приобретается новый статус. Нередко жизненные этапы характеризуются отказом от прежнего окружения и привычек, дружеских контактов, изменениями привычного распорядка. При переходе на новую ступеньку человек вступает в новый цикл. При этом ему приходится постоянно переобучаться. Данный процесс распадается на два этапа, которые имеют особые названия. Когда происходит отучение человека от прежних норм, ценностей, правил поведения и ролей, говорят о десоциализации личности. На следующем этапе происходит обучение. Оно позволяет приобрести новые роли, правила поведения и ценности взамен старых. Данный процесс носит название ресоциализации, которая может быть настолько глубока, что приводит к радикальным изменениям образа жизни.

Примером тому может служить русский эмигрант, который, попав в Америку, оказывается в совершенно новой, разносторонней и богатой культуре. Личности приходится отказываться от старых норм и традиций, что происходит под воздействием нового жизненного опыта.

Читайте также:  Может ли подняться температура после массажа Все о суставах

Ресоциализация — Resocialization

Ресоциализация — это процесс, с помощью которого меняется чувство социальных ценностей, убеждений и норм. Этот процесс преднамеренно осуществляется в различных условиях, например, во многих неполных семьях и военных учебных лагерях посредством интенсивного социального процесса, который может происходить в учреждении в целом . При социализации важно отметить, что то, чему можно научиться, можно и не выучить. Это составляет основу ресоциализации: разучиться и заново учиться.

Ресоциализацию можно определить также как процесс, в ходе которого индивиды, определенные как неадекватные в соответствии с нормами доминирующего института, подвергаются динамическому перераспределению этих ценностей, установок и способностей, чтобы позволить им функционировать в соответствии с нормами указанного доминирующего института. учреждения. Это определение больше относится к тюремному заключению. Если индивиды демонстрируют девиантность, общество доставляет правонарушителей в полное учреждение, где они могут быть реабилитированы.

Ресоциализация различается по степени тяжести. Легкая ресоциализация может быть связана с переездом в другую страну. Тому, кто это сделает, возможно, потребуется изучить новые социальные обычаи и нормы, такие как язык, еда, одежда и разговорные обычаи. Более ярким примером ресоциализации является присоединение к вооруженным силам или культу , а наиболее серьезным примером может быть ситуация, когда человек теряет все воспоминания и поэтому ему придется заново изучать все нормы общества.

Первый этап ресоциализации — это разрушение прежних убеждений и уверенности человека.

Содержание

  • 1 Учреждения
  • 2 В армии
  • 3 В тюрьмах
  • 4 ссылки

Учреждения

Целью тотальных институтов является ресоциализация, которая радикально меняет личность жителей путем преднамеренного манипулирования их средой. Тотальный институт относится к институту, в котором человек полностью погружен и контролирует всю свою повседневную жизнь. Вся деятельность происходит в одном месте под единым руководством. Примеры тотального учреждения включают тюрьмы, общественные дома и армию.

Ресоциализация — это процесс, состоящий из двух частей. Во-первых, сотрудники учреждения пытаются подорвать самобытность и независимость жителей. Стратегии размывания идентичности включают в себя принуждение людей отдавать все личное имущество, делать одинаковые стрижки и носить стандартную одежду. Независимость подрывается из-за того, что жителей подвергают унизительным и унизительным процедурам. Примерами являются обыск с раздеванием, снятие отпечатков пальцев и присвоение серийных номеров или кодовых имен вместо имен жителей.

Вторая часть процесса ресоциализации включает систематические попытки построить другую личность или себя. Обычно это делается через систему поощрений и наказаний. Возможность читать книгу, смотреть телевизор или разговаривать по телефону может быть мощным мотиватором для подчинения. Конформность возникает, когда люди меняют свое поведение, чтобы соответствовать ожиданиям авторитетного лица или ожиданиям более широкой группы.

Нет двух людей, которые одинаково реагируют на программы ресоциализации. Некоторые жители оказываются «реабилитированными», но другие могут стать ожесточенными и враждебными. Кроме того, в течение длительного периода времени строго контролируемая среда может разрушить способность человека принимать решения и жить независимо, что известно как институционализация , негативный результат всей институции, который мешает человеку когда-либо эффективно функционировать во внешнем мире. мир снова. (Спроул, 154-155)

Ресоциализация также очевидна у людей, которые никогда не были « социализированы » в первую очередь или от которых не требовалось вести себя в обществе в течение длительного периода времени. Примеры включают одичавших детей (никогда не социализированных) или сокамерников, которые находились в одиночном заключении .

Социализация — это процесс, продолжающийся всю жизнь. Социализация взрослых часто включает изучение новых норм и ценностей, которые сильно отличаются от тех, которые связаны с культурой, в которой вырос человек. Процесс может быть добровольным. В настоящее время поступление на службу в добровольческую армию рассматривается как пример добровольной ресоциализации. Нормы и ценности, связанные с военной жизнью, отличаются от тех, которые связаны с гражданской жизнью (Riehm, 2000).

Социолог Эрвинг Гоффман изучал ресоциализацию в психиатрических учреждениях. Он охарактеризовал психиатрическое учреждение как тотальное учреждение, в котором фактически каждый аспект жизни заключенных контролируется учреждением и рассчитан на достижение целей учреждения. Например, учреждение требует, чтобы пациенты соблюдали определенные правила, даже если это не обязательно отвечает интересам людей.

В армии

Те, кто присоединяется к армии, попадают в новую социальную сферу, в которой они социализируются как военные. Ресоциализация определяется как «процесс, в котором человек, признанный неадекватным в соответствии с нормами доминирующего (ых) института (ов), подвергается динамической программе поведенческого вмешательства, направленной на привитие и / или омоложение тех ценностей, взглядов и способностей, которые позволит . функционировать в соответствии с нормами указанного доминирующего учреждения (ов) «.

Учебный лагерь служит примером для понимания того, как военнослужащие ресоциализируются в рамках общего института вооруженных сил. Согласно Фоксу и Пизу (2012), цель военной подготовки, как и учебного лагеря, состоит в том, чтобы «способствовать добровольному и систематическому подчинению собственных индивидуальных желаний и интересов интересам своего подразделения и, в конечном итоге, страны». Для этого все аспекты жизни военнослужащих существуют в одном военном учреждении, контролируются одними и теми же «институциональными властями» (инструкторами по тренировкам) и выполняются для достижения целей всего института. Индивидуальная «гражданская [иная] идентичность с ее встроенными ограничениями искореняется или, по крайней мере, подрывается и откладывается в пользу идентичности воина и ее центральной ориентации на убийство». Военная подготовка готовит людей к бою, продвигая традиционные идеи мужественности, например, обучая людей игнорировать естественные реакции своего тела на бегство от страха, боль или проявление эмоций. Хотя ресоциализация посредством военной подготовки может создать у военнослужащих чувство целеустремленности, она также может вызвать психические и эмоциональные страдания, когда члены не могут достичь установленных стандартов и ожиданий.

Читайте также:  Радевит® (Radevit) - инструкция по применению, состав, аналоги препарата, дозировки, побочные действ

Военнослужащие частично обретают цель и смысл через ресоциализацию, потому что учреждение обеспечивает доступ к символическим и материальным ресурсам, помогая военнослужащим создавать значимые идентичности. Фокс и Пиз заявляют, что «как и любая социальная идентичность, военная идентичность всегда является достижением, чем-то, что зависит от соответствия ожиданиям других и их признания. Центральное значение проверки эффективности в вооруженных силах и необходимость« соизмерения »усиливают это зависимость. Хотя ресоциализация посредством военной подготовки может создать у военнослужащих чувство целеустремленности, она также может вызвать психические и эмоциональные расстройства, когда члены не могут достичь установленных стандартов и ожиданий «.

В первые пару дней наиболее важным аспектом базовой подготовки является отказ от своей личности. Новобранцы сбрасывают одежду и волосы, которые являются физическим воплощением их прежней личности. Процессы происходят очень быстро, и у новобранцев нет времени подумать о потере своей личности, и у них нет шанса сожалеть о своих решениях.

Затем сержанты-инструкторы дают молодым мужчинам и женщинам романтическое представление о том, что значит быть солдатом и насколько это мужественно. Когда начинается тренировка, она требует больших физических усилий и усложняется с каждой неделей. Новобранцев постоянно оскорбляют и унижают, чтобы сломить их гордость и разрушить их способность сопротивляться переменам, которым они подвергаются. Сержанты-инструкторы создают фасад, который говорит своим новобранцам, что завершение базовой подготовки отличает их от всех остальных, кто потерпел неудачу. Однако почти все новобранцы успешно проходят обучение и заканчивают базовую подготовку.

Тренинг также состоит из ролей. Есть три младших сержанта по строевой подготовке, которые ближе к новобранцам по возрасту, и один старший сержант по строевой подготовке, который становится отцом для новобранцев. Командир роты играет богоподобную роль, на которую равняются рекруты. Люди в ролях станут образцами для подражания и авторитетными фигурами, но также помогут создать чувство лояльности ко всей организации.

Новобранцев заставляют маршировать в строю, в котором все люди движутся одинаково в одно и то же время, что вызывает чувство единства. Это заставляет новобранцев чувствовать себя не индивидуальностями, а частью группы. Они поют ритмично, чтобы поднять боевой дух и дать группе почувствовать свою значимость. Сержанты-инструкторы также скармливают группе небольшие победы, чтобы солдаты гордились собой и чувствовали себя успешными.

Отряд также подвергается групповому наказанию, что объединяет отряд. Как правило, всех объединяет одинаковая ненависть к чему-либо. В этом случае групповое наказание позволяет всем новобранцам ненавидеть сержантов-инструкторов и наказание, но при этом находить единство внутри своего подразделения. Они будут поощрять других подталкивать себя и создавать общие невзгоды.

В тюрьмах

В тюрьмах существует два разных типа ресоциализации. Первый тип заключается в том, что заключенные должны учиться новому нормальному поведению, применимому к их новой среде. Второй тип — заключенные должны принимать участие в реабилитационных мероприятиях, чтобы помочь исправить свои девиантные привычки. Когда индивид нарушает господствующие нормы общества, уголовная система подвергает его форме ресоциализации, называемой криминальной реабилитацией.

Реабилитация направлена ​​на то, чтобы приблизить реальное поведение заключенного к поведению большинства людей, составляющих доминирующее общество. Идеальное общественное поведение высоко ценится во многих обществах, главным образом потому, что оно служит защите и повышению благополучия большинства членов общества. При реабилитации система лишает преступника его предшествующей социализации преступного поведения, включая методы совершения преступления и конкретные мотивы, побуждения, рационализации и отношения. Преступное поведение — это усвоенное поведение, от которого можно отучиться.

Первый шаг к реабилитации — это выбор среды. Это тип взаимодействия девианта с окружающими его людьми в заключении. Обычно это определяется после проведения психологического и социологического обследования преступника. Второй шаг — это диагностика, непрерывный процесс, на который влияет обратная связь с поведением человека. Следующий этап — лечение, которое зависит от диагноза. Будь то лечение зависимости или переосмысление ценностей человека, лечение — это то, что возвращает преступника к социальным нормам.

О стадиях ресоциализации и социальной адаптации лиц, приговоренных к лишению свободы

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 19.12.2018 2018-12-19

Статья просмотрена: 1318 раз

Библиографическое описание:

Нимарицына, О. Ф. О стадиях ресоциализации и социальной адаптации лиц, приговоренных к лишению свободы / О. Ф. Нимарицына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 142-143. — URL: https://moluch.ru/archive/237/54953/ (дата обращения: 19.09.2020).

Ресоциализация и социальная адаптация лиц, осужденных к лишению свободы, представляет собой трудоемкий процесс, посредством которого происходят определенные шаги к развитию, последовательные изменения в самосознании. Для эффективности данного процесса должны быть соблюдены определенные стадии ресоциализации и социальной адаптации лиц, осужденных к лишению свободы.

В науке нет единого мнения по поводу стадий ресоциализации и социальной адаптации лиц, осужденных к лишению свободы.

Читайте также:  Височная доля головного мозга строение, функции, патологии

Большинство исследователей (Н. А. Стручков, И. В. Шмаров, А. М. Яковлев, М. Г. Детков и др.) склоняются к тому, что ресоциализация проходит в два этапа:

– пенитенциарный (подготовка осужденного к освобождению);

– и постпенитенциарный (социальная адаптация после освобождения).

В. Е. Южанин и Ю. В. Жулева выделяют помимо пенитенциарного и постенитенциарного этапа, допенитениарный этап. По их мнению, в первый этап начинается с момента десоциализации лица, который привел его на определенном этапе жизни к совершению преступления, а последний этап помогает возвратиться в общество [4]. На допенитенцирном этапе на лицо, обвиняемое в совершении преступления, оказывается сильное нравственно-психологическое давление со стороны правоохранительных органов, семьи, друзей, которое формирует общественное мнение. На пенитенциарном этапе ресоциализации воспитывается психологическая установка осужденного на дальнейшее поведение и образ жизни. На постпенитенциарном этапе — идет приобщение к ближайшему социальному окружению, вырабатывается способность преодолевать жизненные преграды.

На наш взгляд, данный В. Е. Южаниным и Ю. В. Жулевым допенитенциарный этап нецелесообразен, так как: во-первых, сложно предугадать точный момент начала десоциализации, во-вторых, нравственно-психологическое давление, как метод исправления осужденных, не может быть результативным, в-третьих, объектом исследования является процесс ресоциализации и социальной адаптации лиц, осужденных к лишению свободы в период отбывания наказания и после освобождения.

Далее, П. А. Бровский выделяет две взаимосвязанные стадии:

  1. Нравственная, правовая, психологическая и организационная подготовка осужденных в исправительных учреждениях к жизни на свободе (исправление);
  2. Приспособление освобожденных к условиям жизни на свободе, определение ими социальных позиций и ролей, восприятия требований и системы ценностных ориентаций нового социального окружения, руководство эти процессом со стороны государства и общества [1].

По-другому считает М. С. Рыбак. Он рассматривает ресоциализацию, как «процесс реструктуризации, корректировки свойств личности» и выделяет пять стадий:

1) Установление принадлежности осужденного к положительной или отрицательной группе (с учетом его интеллектуальных и волевых качеств);

2) Создание условий для разрыва негативных связей с асоциальной средой;

3) Исправление осужденного, как средство его ресоциализации;

4) Воспитательная работа с осужденным, как средство ресоциализации;

5) Социальная адаптация лишенного свободы [3].

Подход, данный М. С. Рыбаком, отличается тем, что он выделяет установление личности осужденного, как отдельную стадию. Действительно, это является важной предпосылкой, посредством которого удастся избежать создания внутри исправительного учреждения криминальной субкультуры. Как отметил, Н. А. Стручков, для того «чтобы индивидуализировать исполнение наказания, нужно поближе подойти каждому осужденному и в то же время остаться в разумных рамках общей требовательности… Необходимо поделить осужденных на определенные группы и категории» [2].

Исследование особенностей личности осужденных поможет качественно проводить их социальную диагностику, выявить насущные проблемы, разрабатывать программы, направленные на решение этих проблем, и в итоге получать положительные результаты своей деятельности, как во время отбывания осужденными наказания, так и в постпенитенциарный период их жизни. Ведь главной задачей уголовно-исполнительной системы является исправление осужденных, возвращение в общество полезных людей, способных без постороннего контроля вести достойный образ жизни.

Проанализировав и обобщив вышеуказанные мнения исследователей о стадиях ресоциализации и социальной адаптации лиц, осужденных к лишению свободы, мы выделили собственную точку зрения. Действительно, данный процесс происходит в два этапа — пенитенциарном и постпенитенциарном.

На пенитенциарном этапе ресоциализации и социальной адаптации должны проводиться следующие мероприятия:

  1. Тщательное изучение личности осужденного и отнесение его к определенной категории, с учетом психических характеристик, а также тяжести совершенного преступления;
  2. Социальная адаптация осужденного к условиям исправительного учреждения, а также сохранение социально-полезных связей осужденных с родными и близкими;
  3. Процесс активного применения средств воздействия на осужденных;
  4. Подготовка осужденных к освобождению, которая включает в себя психологическую и социальную помощь и содействие, направленная на успешную социальную адаптацию уже в обществе после отбытия наказания.

На постпенитенциарном этапе ресоциализации должны проводиться следующие мероприятия:

  1. Восстановление статуса лица, освободившегося из мест лишения свободы;
  2. Приспособление освобожденного из мест лишения свободы к условиям жизни на свободе и самостоятельное преодоление жизненных обстоятельств.

Исходя из вышеуказанного, каждая стадия ресоциализации и социальной адаптации должна быть тщательно продумана до самых мелочей, чтобы не было упущено ни одной детали, которая в дальнейшем превратилась бы в серьезное препятствие на пути исправления осужденного.

Стадии ресоциализации и социальной адаптации являются самостоятельными, каждой из которой присущи свои определенные характеристики, но, несмотря на это, основным объектом выступает лицо с отклоняющимся поведением, утратившее в силу объективных и субъективных причин положительные качества.

  1. Бурый В. Е. Ресоциализация и социальная адаптация лиц, осужденных к лишению свободы// Монография. — Могилев: МИ МВД Республики Беларусь,2016. — 172 с.
  2. Козаченко И. Я. Криминологическая, уголовно-правовая и уголовно-исполнительная координационная модель взаимодействия с осужденными к лишению свободы / И. Я. Козаченко, Д. Н. Сергеев // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2016. — Т. 10, № 2. — С. 224–232
  3. Латышева Л. А. Проблемы ресоциализации осужденных к лишению свободы: уголовно- исполнительный и криминологический аспекты.: диссертация. кандидата юридических наук: 12.00.08 / Латышева Людмила Александровна. — Екатеринбург, 2015.- С.43–44
  4. Маликов Б. З. Механизмы социальной адаптации осужденных к лишению свободы в уголовно-исполнительном законодательстве// Теория и практика общественного развития.2014. № 20. С.103.
Ссылка на основную публикацию
Что приготовить ребенку на ужин 1
Детские блюда на ужин: рецепты с фото 04Вне зависимости от возраста, ужин ребенка должен быть легким – это обязательное условие...
Что мы знаем о педофилах и правила защиты от них — Аргументы Недели
Педофилы множат других педофилов Внеклассные занятия: как защитить ребёнка от домогательств в школе? Что делать, если педагог оказался педофилом? Об...
Что наблюдается при запоре О Здоровье кишечника
Продукты- слабительные для кишечника Чтобы избавится от запора, не обязательно идти к врачу. Всегда под рукой легкодоступные овощи, фрукты, ягоды,...
Что принять при боли в желудке Эффективные лекарства на СпросиВрача
Острая боль в животе Причиной возникновения острой боли в животе чаще всего являются воспалительные заболевания органов брюшной полости, в том...
Adblock detector