Что должен уметь новорожденный ребенок в 1 месяц жизни развитие малыша

Развитие ребенка в 1 месяц

Развитие ребенка в 1 месяц. Первые 28 дней жизни ребенка – период новорожденности, самый важный этап адаптации ребенка к внешнему миру. Это время, когда мамина забота и внимание особенно важны для малыша.Чем отличается ребенок в 1 месяц от новорожденного? Сколько прибавил в весе и росте? Как ухаживать за малышом?

Какой должна быть аптечка малыша ЧИТАТЬ

Развитие ребенка в 1 месяц. Что умеет?

К концу четвертой недели ребенок начинает реагировать на обращенную к нему речь, замирает и вытягивает губы. Запоминает мамин голос, связывая его с положительными эмоциями от кормления. Сам начинает произносить первые гортанные звуки.

Ребенок в 1 месяц умеет удерживать зрительное внимание на неподвижных предметах. При выкладывании на животик, старается поднимать головку.Так же малыши делают попытки удерживать головку в вертикальном положении.

Все движения, которые совершает ребенок в 1 месяц резкие и неуклюжие. Детки только осваивают простейшие движения и не владеют своим телом.

Физическое развитие ребенка в 1 месяц

Сколько прибавит малыш за первый месяц, зависит от того с каким весом он родился. Средний показатель 20% от веса при рождении. Для ребенка весом 3кг 200гр это 640гр. Рост ребенка увеличивается на 2-3 см.

Нормы роста и веса детей ТАБЛИЦЫ ВОЗ СМОТРЕТЬ.

Если прибавка значительно отличается от средних показателей, необходимо обратить внимание на кормление ребенка.

Таблица вес и рост мальчиков и девочек в 1 месяц

Сколько ест ребенок в первый месяц?

Первый месяц жизни ребенок питается грудным молоком или адаптированной молочной смесью. Большую часть времени малыш проводит во сне (около 20 часов), просыпается, чтобы кушать. Количество прикладываний к груди может доходить до 12 раз за сутки. Педиатры рекомендуют кормить кроху по требованию. Сколько съедает малыш можно посмотреть в таблице.

Часто у малышей в этом возрасте возникают опрелости. Как с ними справиться читайте ЗДЕСЬ.

Прививки и обследование ребенка в месяц.

В месяц у ребенка должно быть 3 прививки, разумеется, если нет противопоказаний.

До месяца врач навещает новорожденного каждую неделю на дому. Когда ребенку исполняется месяц, необходимо пройти обследование у врачей в детской поликлинике. Педиатр дает направление к врачам: хирург, ортопед, невролог, окулист и лор. Так же в первый месяц делается УЗИ органов брюшной полости и УЗИ сердца.

В первый месяц жизни ребенка могут возникнуть колики. Это приступы плача и беспокойства крохи, которые сопровождаются метеоризмом и пожиманием ножек к животику.

Подробнее о коликах новорожденных и грудных детей ЧИТАТЬ.

Показатели развития ребенка до года

Нервно-психическое развитие детей первого года жизни

Автор статьи: Бородулина Татьяна Викторовна, доцент кафедры пропедевтики детских болезней УГМА, к.м.н., врач-педиатр высшей категории

С первых месяцев жиз ни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

• Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
• Эмоции;
• Общие движения;
• Движения руки и действие с предметами;
• Подготовительные этапы развития речи и понимание речи;
• Навыки и умения.

Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах.

Таблица 1. От 0 до 6 месяцев

Кратковре- менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним

Навыки и умения в процессах

Берет пищу губами с ложки для кормления

Таблица 2. От 6 до 12 месяцев

Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.
Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника. Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Читайте также:  Крауроз вульвы - ПроМедицина Уфа

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений — это реакция предвосхищения кормления.

На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека — он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции «комплексом оживления».

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция — малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент — бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека — это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.

Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки — «а-а-а», » а-бы-ы», » е-ее» и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов – «ба-ба-ба», «да-да-да», «ма-ма-ма». Малыш может подолгу «разговаривать» подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос «Где мама?», он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в «ладушки», помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями — хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова -«надо» и «нельзя».

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик — это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев — в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Читайте также:  РНПЦЭМ - Исследование иммунного статуса (иммунограмма)

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать — так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.
В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно «поощрять» у ребенка лепет, почаще вступать в «переговоры», вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру » Ладушки», «Сорока» и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу — ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.

Развитие ребенка

  • Психология ребенка
  • Воспитание ребенка
  • Развитие ребенка
  • Досуг и отдых
  • Конфликты и буллинг
  • Подготовка к школе
  • Обучение ребенка
  • Школьные вопросы
  • Здоровье ребенка
  • Родителям

Физические и когнитивные показатели помогут понять, что ребенок развивается в правильном темпе

Показатели развития 1-месячного ребенка

Когда ребенку исполняется месяц, перед ним открывается целый мир. Он развивает новые навыки, лучше взаимодействует с окружающими. Также за первый месяц жизни сильно развиваются его физическая и познавательная сферы. Каких же показателей развития стоит ожидать от ребенка в первый месяц его жизни? Рассмотрим подробнее.

Список показателей развития ребенка в 1 месяц

Достигнутые показатели развития

Показатели развития в ближайшей перспективе

Взгляд ребенка следит за движением объектов перед собой и в сторону

Ребенок следит за объектами, его взгляд движется из стороны в сторону

Ребенок зажимает в ладони предметы, которые кладут в его руку

Ребенок трогает и толкает предметы, которые находятся в пределах его досягаемости

Ребенок хватает предметы, но не может удерживать их в руках

Ребенок ненадолго может удерживать предметы в руках

Ребенок замечает лица людей в пределах досягаемости

Ребенок узнает родителей по рукам и ногам

Ребенок издает приглушенные звуки

Ребенок начинает агукать

Ребенок перестает плакать, когда родители берут его на руки

Ребенок перестает плакать, когда родители появляются в поле его зрения

У ребенка проявляются рефлексы новорожденного (сосательный, глотательный и т. д.)

Рефлексы новорожденного постепенно исчезают

Слегка приподнимает голову, лежа на животе

Может поднять голову на 45 градусов, лежа на животе

Перестает плакать и смотрит в направлении источника звука или голоса

Отвечает на голоса родителей агуканием

Неосознанно двигает руками и ногами

Постепенно осознает, что руки и ноги – это часть его тела

Признает материнскую грудь, но не понимает, для чего нужна бутылочка с молоком

Различает материнскую грудь и бутылочку

Показатели развития 1-месячного ребенка

Развитие ребенка происходит в трех главных сферах: познавательной (когнитивной), физической и социально-эмоциональной. В каждой из этих сфер в течение первого месяца ребенок достигает важных показателей.

Показатели развития познавательной сферы

1. Ребенок привыкает к графику кормления. Сначала ребенок ест каждый раз, когда вы его кормите. Но после первого месяца его организм привыкает к распорядку дня, и он начинает плакать, когда приходит время кормления или когда он голоден. Поэтому дети начинают плакать в одно и то же время каждый день, ожидая кормления.

2. Ребенок различает вкусовые оттенки. Хотя он питается только грудным молоком, он замечает, если его вкус меняется. Так происходит, если меняется рацион матери. Вероятно, ребенок может улавливать и запах грудного молока.

3. Ребенок реагирует на присутствие людей или предметов в поле его зрения. Поднесите предмет близко к ребенку, и вы заметите, что он рассматривает его.

4. Ребенок помнит тактильные ощущения и запахи. Он может отличить мягкий предмет от твердого. В возрасте одного месяца ребенок не любит прикасаться к тяжелым и твердым предметам. Также он любит сладкие запахи и ощущает дискомфорт от горьких и резких.

Физические показатели

5. Ребенок выбрасывает вперед руки резким движением. Это указывает на то, что мышечный тонус его рук улучшается.

6. Ребенок делает резкие движения руками и ногами. В возрасте одного месяца ребенок симметрично двигает руками и ногами: одна рука или нога делает те же движения, что и другая.

7. Подвижность рук становится больше. Вы можете заметить, что ребенок может поднести руку ко рту и глазам.

Читайте также:  Косоглазие у детей причины и лечение - можно ли это исправить

8. Голова ребенка откидывается назад, когда ее никто не поддерживает. Ребенок еще не может самостоятельно поддерживать голову. Поэтому нужно, чтобы кто-то из родителей поддерживал ее руками или клал на колени. В противном случае голова ребенка откидывается назад. Это не показатель развития, но это является нормальным состоянием в данном возрасте.

9. Ребенок может приподнимать или наклонять голову. Если вы положите ребенка на живот, он попытается приподнять голову или покачает нею из стороны в сторону. В возрасте 1 месяца у ребенка уже достаточно развиты мышцы и нервная система, чтобы совершать такие движения.

10. Ребенок может сжать руку в кулак.

11. Ребенок хватает предметы. Если положить какой-либо предмет ему на ладонь, он ее схватит. Ребенок также пытается дотянуться и схватить предметы, которые находятся в поле его зрения.

12. Глаза ребенка следят за предметами. Когда вы держите предмет сбоку от ребенка, а затем перемещаете его перед ним, ребенок начинает следить за предметом. То же самое происходит, когда вы держите предмет перед ребенком, а затем убираете его в сторону.

13. Ребенок может фокусироваться на предметах или лицах людей, которые находятся 20-30 см.

14. В течение первого месяца жизни у ребенка уменьшается время на сон. Если раньше он спал по 16 часов в день, то теперь – 15,5 часов. Днем и ночью ребенок спит примерно одинаковое количество времени.

15. У ребенка проявляются сильные рефлексы – так называемые рефлексы новорожденного. Они появляются при рождении и сохраняются в течение первого месяца жизни. Во время медицинского осмотра врач проверяет эти рефлексы. Их отсутствие может быть свидетельством задержки развития.

Социальные и эмоциональные показатели

16. Ребенок использует плач для коммуникации с родителями. Так он сообщает, что испытывает дискомфорт. Когда родители берут его на руки и удовлетворяют его потребности, он, как правило, успокаивается. Например, если мама покормит ребенка, он перестает плакать.

17. Ребенок распознает звуки и голоса. Он запоминает голоса родителей и впоследствии распознает их. Он поворачивает голову в направлении источника звука или голоса. В этом же возрасте ребенок сам начинает издавать звуки.

18. Ребенок поддерживает зрительный контакт. Если вы встанете напротив ребенка, он будет смотреть прямо вам в лицо, а затем – в глаза. Младенцы поддерживают зрительный контакт, если чье-то лицо находится в поле их зрения.

19. Ребенок предпочитает человеческие лица. Если в поле зрения ребенка находится человек и несколько ярких предметов, его взгляд сосредоточится на лице. Также он умеет узнавать родителей по глазам.

20. Ребенок чувствует грубое обращение с ним и реагирует на него. Если вы обращаетесь с ребенком грубо, он это замечает. Даже в возрасте одного месяца ребенок различает плавные и резкие, грубые движения. Ему нравится, когда с ним обращаются нежно.

Все эти признаки свидетельствуют о том, что ребенок развивается в достаточном темпе. Рассмотрим некоторые признаки, на которые родители должны обратить внимание.

Когда стоит беспокоиться о развитии ребенка?

Эксперты выделяют такие признаки, которые могут свидетельствовать о задержке развития ребенка.

1. Ребенок плохо ест, у него плохо развиты сосательный и глотательный рефлексы.

2. Не фокусирует взгляд на ближнем предмете, даже когда вы перемещаете его из стороны в сторону.

3. Не моргает при ярком освещении.

4. Не реагирует на звуки и голоса, даже когда не спит.

5. Мышцы ребенка кажутся напряженными. Движения рук и ног ограничены.

6. Когда вы берете ребенка на руки, его тело кажется расслабленным. Вы почти не чувствуете напряжения его мышц.

7. Нижняя челюсть ребенка дрожит, даже когда он неподвижен.

Эксперты по детскому развитию рекомендуют регулярно проходить медицинское обследование у педиатра, который заметит любые отклонения от нормального развития. Если вы наблюдаете у ребенка один из симптомов, описанных выше, обязательно скажите об этом педиатру во время ближайшего обследования.

Кроме этого, родители могут способствовать правильному развитию ребенка в данный период.

Как родители могут помочь ребенку в развитии

Чтобы ребенок правильно развивался, уделяйте внимание таким вещам.

1. Переворачивайте ребенка на живот. В такой позе он должен проводить некоторое время каждый день. Это укрепляет практически все группы мышц его тела. Педиатры рекомендуют уделять этому упражнению 2-3 минуты 3-5 раз в день. По мере роста ребенка длительность упражнения можно увеличивать. Чтобы сделать это занятие интересным для ребенка, положите перед ним игрушку.

2. Занимайтесь с ребенком тем, что может стимулировать развитие его навыков. Вы можете играть с ним в веселые игры или заинтересовать его каким-либо предметом, а затем перемещать его. Такие занятия могут развить у ребенка недостающие навыки. Уделяйте таким занятиям время каждый день, чтобы у ребенка была необходимая практика.

3. Социальное взаимодействие очень важно для ребенка. Оно с самого раннего возраста помогает развить необходимые навыки, которые пригодятся ребенку в будущем. Взаимодействие с родителями и членами семьи обеспечивает его гармоничное развитие во всех сферах.

Помните, что каждый ребенок индивидуален. Не впадайте в панику, если вам кажется, что другие дети развиваются быстрее, чем ваш ребенок. Пока у ребенка не наблюдается очевидных симптомов задержки в развитии, пока он выглядит здоровым, не стоит беспокоиться. Регулярно проходите осмотр у педиатра – он сможет диагностировать любые отклонения и поможет решить проблему.

Ссылка на основную публикацию
Что делать, если у ребенка на шее увеличены лимфоузлы основные причины и особенности воспаленного со
Воспаленные лимфоузлы на шее у детей: по каким причинам они могут быть увеличенными и как действовать при наличии этого симптома...
Что делать, если болит спина К какому врачу обращаться, диагностика, лечение и профилактика болей в
Почему болит спина и отдает боль в ребра: с одной или обеих сторон Боли в спине отдающие в ребра являются...
Что делать, если ваш пульс беспричинно зашкаливает — МК
О чем может сообщить пульс человека. Почему он разный у мужчин и женщин Пульс человека — это важный диагностический показатель...
Что делать, если укусила оса инструкция к действиям
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УКУСЕ ОСЫ, ПЧЕЛЫ, ШМЕЛЯ ИЛИ ШЕРШНЯ Их нужно знать в лицо ПЧЕЛА ШЕРШЕНЬ Шмель Симптомы укуса осы...
Adblock detector